пятница, 20 февраля 2015 г.

типовая программа по литературе

скачать

Муниципальное автономное  образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №34
город Томск











Типовая рабочая программа
по литературе
в 7 классе
на 2014-2015 учебный год




Машарская Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы,



2014год
Пояснительная записка
Рабочая  учебная программа по литературе  составлена на основе  Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включенных в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах. В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образованияа также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, с авторской программой  Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Принцип построения программы концентрический на хронологической основе. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Цели:
понимание творчества и творческого процесса, центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и
власть; характеристика не только одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия характеризующего одно из явлений в историко–литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом
возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика.
Задачи:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического
мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи
учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
Основная идея программы: для реализации задач литературного образования в 7 классе предлагается концентрический на хронологической
основе вариант построения курса.
Практическая часть тематического планирования соответствует требованиям программы: для уроков внеклассного чтения отведено 6 часов.
Контрольные уроки – 3, творческие работы – 8 часов.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое
место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном
стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и
рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Система теоретико-литературного понятия - неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что
художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются
их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно- значимый потенциал и включённость в сферу читательских
интересов учащихся а также культурно- исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
В программе представлены также произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования.
Программа строится на основе историко- литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены
согласно этапам развития ( от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-
литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. - Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного ( фольклорного) текста к тому или
иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов
поступков героев и сущности конфликта.
- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно- тематического содержания
произведения.
- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с
другими видами искусств и историей.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий; уроки- путешествия, исследования, беседы, кино-уроки, прое
Формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование,
урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся, видео-урок.
1.Методы работы:
- словесные;
- наглядные.
- практические;
2. По уровню познавательной деятельности:
-Объяснительно- иллюстративный (беседа, сообщение);
-репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т. д.);
- проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);
- эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);
- исследовательский.
3. По функциям:
- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ,
иллюстрирование);
- методы закрепления изучаемого материала ( беседа, работа с учебником );
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала ( выполнение аналитико-синтетических
упражнений);- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование,
моделирование);
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая, контрольная работа).
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода,
комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
- итоговый: тест; сочинение на основе литературного эпизода или анализа эпизода; задания, проверяющие начитанность учащихся, знание
теоретико-литературных понятий; защита проекта.
Формы организации учебного процесса:
фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
Учебно-тематический план
Тема
Кол-во часов
Вч
Рр
Введение  
1


Устное народное творчество
6


Древнерусская литература
3


Литература ХVIII века
11

1
Литература  ХIХ века
42
3
2
Литература ХХ века
32
2
1
Зарубежная литература
9

1
Заключительный урок
1


Итого
105
6
6

Основное содержание курса:
Введение (1 час)
Литературные роды - жанры - жанровые образования.
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Из устного народного творчества.
Былины(4 час)
"Святогор и Микула Селянинович", "Илья Муромец и Соловей- разбойник" А.К.Толстой "Илья Муромец". Событие в былине, поэтическая
речь, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о
нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и
конфликта в былине ( по сравнению с волшебной сказкой, легендой, предани.
Русские народные песни (2 час)
Обрядовая поэзия( "Девочки, колядки!..", "Наша масленица дорогая…", "Говорили- сваты на конях будут"); лирические песни ( "Подушечка
моя пуховая…"); лиро-эпические песни( "Солдатская"). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных
песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра в обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Древнерусская литература (3часа)Из "Повести временных лет" ("И вспомнил Олег коня своего"), "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Поучительный характер
древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность.
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементом сочинения.
Из литературы 18 века (11 часов).
М.В.ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. "О вы, которых ожидает…" (из "Оды на день восшествия на всероссийский престол ее
величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года"). Мысли о просвещении в творческие способности народа. Тематика
поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о "трёх штилях"
(отрывки) Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В.Ломоносова).
Г.Р.ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича "Державин"). Стихотворение "Властителям и судиям". Отражение в названии
тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть
Д.И.ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия "Недоросль". Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и её
проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья;
социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Развитие речи: сочинение- рассуждение по комедии "Недоросль".
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; "говорящие" фамилии; литературное направление.
Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актёр и режиссёр,
режиссёр и художник).
Из литературы 19 века. 42 часов
А.С.ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: "К Чаадаеву" (Любви, надежды, тихой славы…"), " Во глубине сибирских руд…".
Человек и природа ("Туча"). Дружба и тема долга. "Песнь о вещем Олеге": судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы
судьбы - предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма "Полтава" (в сокращении). Образ Петра и тема России в
поэме. Гражданский пафос в поэме. Своеобразие поэтического языка.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип,
тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование - дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: "Родина", " Песня про царя Ивана Васильевича…". Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и
основные мотивы "Песни…" ( родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость, личность и власть);
центральные персонажи повести и приёмы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в
произведении. Художественное богатство "Песни…".
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения;
фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный приём; приём контраста; вымысел и
верность исторической правде; градация.
Развитие речи: Рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, рецензия.
Н.В.ГОГОЛЬ
Н.В.Гоголь в Петербурге. Новая тема - изображение чиновничества и жизни "маленького человека". Разоблачение угодничества, глупости,
бездуховности. Повесть "Шинель": основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича Авторское отношение к
героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, "говорящие" фамилии.
Связь с другими искусствами: "Петербургские повести" Н.В.Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Развитие речи: подготовка к домашнему сочинению. Создание словесного портрета.
И.С.ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги "Записки охотника". Многообразие и сложность характеров крестьян в
изображении И.С. Тургенева. Рассказ "Хорь и Калиныч" ( природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в
деревне в изображении Тургенева); рассказ "Певцы" (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям).
Стихотворение в прозе "Нищий": тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворения в прозе (углубление представлений).
Внеклассное чтение: И.С.Тургенев "Первая любовь"
Н.А.НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: "Вчерашний день, в часу шестом…", "Железная дорога", "Размышления у
парадного подъезда", поэма "Русские женщины" (" Княгиня Трубецкая"). Доля народная - основная тема произведений поэта;
своеобразие поэтической музы Н.А.Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений;
судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, равнодушие, беззащитность,
бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: н.А.Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия в имение поэта
"Карабиха".
М.Е.САЛТЫКОВ - ЩЕДРИНКраткие сведения о писателе. Сказки: "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", " Дикий помещик" и одна сказка по
выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки; Труд, власть, справедливость; приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.
Развитие речи: различные виды пересказа ; письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Внеклассное чтение: кино-урок по сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина "Премудрый пескарь".
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история "Севастопольских рассказов". Литература и история. Рассказ
"Севастополь в декабре месяце": человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества - основные темы рассказа. Образы
защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов ( развитие представлений).
Развитие речи: подбор материала для ответа по плану, составление цитатного плана, устное рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Н.С.ЛЕСКОВ
Краткие сведения о биографии поэта. "Леков - писатель будущего". "Левша". Особенность проблематики и центральная идея повести.
Образный мир произведения. Изображение русского характера.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве.
А.А.ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: "Вечер", "Зреет рожь над жаркой нивой…". Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства
добрые, красота земли; стихотворение - медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
А.П.ЧЕХОВ
Рассказы "Хамелеон", "Смерть чиновника". Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие
сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Теория литературы:
психологический портрет, сюжет (развитие представлений). Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка
персонажа. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Внеклассное чтение: "Вечер юмора"
совместно с детской библиотекой. Произведения русских поэтов о России: А.С.Пушкин "Два чувства дивно близки нам…",
Н.М.Языков "Песня", И.С.Никитин "Русь", А.А.Ахматова "Мне голос был. Он звал утешно…", М.И.Цветаева "Рябину рубили зорькою…",
Я.В.Смеляков "История", А.Д.Дементьев "Волга" и др. Развитие речи: развёрнутая
характеристика одного из поэтических текстов, чтение наизусть стихотворений.
Из литературы 20 века (32часов)
М.ГОРЬКИЙ
Повесть "Детство" (главы по выбору). "Легенда о Данко" (из рассказа " Старуха Изергиль"). Основные сюжетные линии в
автобиографической повести и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как
основной приём раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и её роль в создании различных типов прозаической
художественной речи, герой - романтик, приём контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
И.А.БУНИН
Стихотворение "Догорел апрельский светлый вечер…", рассказ "Кукушка". Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость,
покорность, смирение - основные проблемы рассказа; образы - персонажи; образ природы, образ животных и зверей и их значение для
понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно - выразительная роль бессоюзия в
поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
Внеклассное чтение: И.А.Бунин "Цифры". Тема, идея, проблемы.
А.И.КУПРИН
Рассказ "Куст сирени". Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия
рассказа и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ, диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Развитие речи: создание рецензии на самостоятельно прочитанный рассказ А.И.Бунина "Аллез".
Внеклассное чтение: "Что есть доброта?" Урок - дискуссия по произведениям И.А.Бунина и А.И.Куприна.
В.В.МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение " Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче". Проблематика стихотворения: поэт и
общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола,
метафора,; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.
С.А.ЕСЕНИН
Стихотворения: "Отговорила роща золотая…", "Я покинул родимый дом…". Тематика лирических стихотворений; лирическое "я" и образ
автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ - пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис.
Краеведение: литературно - краеведческая экскурсия " По есенинским местам".
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
И.С.ШМЕЛЁВ
Рассказ "Русская песня". Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в
изображении писателя.Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарём.
М.М.ПРИШВИН
Рассказ "Москва-река". Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г.ПАУСТОВСКИЙ
Повесть "Мещерская сторона" (главы "Обыкновенная земля", " Первое знакомство", "Леса", " Луга", "Бескорыстие" - по выбору).
Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж
как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементом рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А.ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение "Не позволяй душе лениться…". Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд - основное
нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль
глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: "Прощаемся мы с матерями…" (из цикла "Памяти матери"), "На дне моей жизни…". Поэма "Василий Тёркин". Война, жизнь
и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память - основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная совместно с библиотекой "Никто не забыт, ничто не забыто" (стихи и
песни о войне).
Б.Л.ВАСИЛЬЕВ
Рассказ "Экспонат №". Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного.
Разоблачение равнодушия нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: различные виды комментированного эпизода.
В.М.ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. "Чудаки" и "чудики" в рассказах В.М.Шукшина. Рассказ "Микроскоп". Внутренняя простота и нравственная
высота героя.
Теория литературы: способы создания характера.Развитие речи: составление словаря языка персонажей,
Связь с другими искусствами: деятельность В.М.Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссёр, актёр).
Из зарубежной литературы(9часа)
У.ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: "Когда на суд безмолвных, тайных дум…", "Прекрасное прекрасней во сто крат…", "Уж если ты
разлюбишь, - так теперь…", "Люблю, - но реже говорю об этом…". Темы и мотивы. " Вечные" темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в
сонетах У.Шекспира.
Теория литературы: форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р.БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: "Возвращение солдата", 2Джон Ячменное Зерно" - по выбору. Основные мотивы
стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Р.Л.Стивенсон
Краткие сведения об авторе. Роман "Остров сокровищ" (часть третья, "Мои приключения на суше"). Приёмы создания образов.
Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть "Планета людей", "Линия", "Самолёт", "Самолёт и планета", сказка "Маленький принц" - по выбору.
Добро, справедливость мужество, порядочность, честь, в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза ( развитие представлений), правда и вымысел.
Ожидаемый результат:
В результате изучения литературы ученик 7 класса должен:
- уметь правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
- уметь анализировать произведение;
- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов(эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых
образований(эпические и драматические тексты);
- уметь обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- уметь выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- уметь составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- уметь объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- уметь владеть монологической и диалогической речью, подготовить сообщение, доклад, реферат;- уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- уметь выявлять авторское отношение к героям, делать выводы и умозаключения;
- уметь высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
-Художественная литература как искусство слова.
-Художественный образ. Художественное время и пространство.
-Содержание и форма. Поэтика.
-Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
-Основные факты жизни и творчества русских писателей19-20веков.
-Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: новелла, повесть, рассказ, сказ, поэма, баллада, песня, лирическое
стихотворение, драма.
-Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация,
развязка. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Лирический герой. Система
образов.
-Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь.
-Деталь. Символ.
-Психологизм, Народность. Историзм
-Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
-Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет,
метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
-Гипербола. Аллегория.
-Стиль.
-Проза и поэзия. Система стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.


Место курса «Литература»в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для   образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы  на этапе основного общего образования в объёме 3 часа в неделю (105 часов).




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная и дополнительная литература для учителя

1.Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Литература 7 класс. - М. "Русское слово",2010г.
2.Б.И.Турьяновская, Е.В. Комисарова, Л.А. Холодкова. Литература в 7 классе.Урок за уроком. М. "Русское слово", 2000г.
3.И.В.Золотарёва.Поурочные разработки по литературе 7 класс. - М.: " Вако", 2002г.
4. Тесты. Литература 5 -9 классы. Учебно-методическое пособие для учителя. -М.: Дрофа, 1997г.
5. Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете "Первое сентября" (литература).
6.Видеофильмы.Основная литература для учащихся.
    7.Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Литература. 7 класс. - М.: "Русское слово" Примерная программа основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2012
  1. Соловьёва Ф.Е.. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
  2. Соловьёва Ф.Е.. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.



Комментариев нет:

Отправить комментарий