1 вариант
1. Древнерусская литература охватывает период времени:А. XII-XVIIвв. Б. X-XVIIвв.
В. IX-X вв. Г. XVII-XXвв.
2. «Повесть о разорении Рязани Батыем» создана в
А. 1-й половине XIV Б. 1-й половине XIII
В. IX в
3. Что такое историческая повесть?
4. Почему царь Батый в повести назван «нехристем», «безбожником», «нечистым»?
5. «Можно ли назвать «Повесть о разорении Рязани Батыем» летописью? Почему?
6. Назовите героев «Сказки о молодильных яблоках и живой воде».
7. «Сказание о белгородских колодцах». Как белгородцы перехитрили печенегов?
8. Объясните значение выражения «пошли восвояси».
9. «Поучение» Владимира Мономаха. В каком значении в поучении употреблено слово «худой»
10. Чему учит Владимир Мономах своих подданных, к чему призывает?
11. Из какого произведения данный отрывок:
«Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает себе коня неезженого, уздает узду неузданную, берет плетку нехлестанную, кладет 12 подпруг с подпругою – не ради красы, а ради крепости…»
12. Из какого произведения данный отрывок:
«Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича…»
13. Из какого произведения данный отрывок:
«Люди налили им корчагу болтушки и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали своим все, что было…»
13. Из какого произведения данный отрывок:
«Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра…»
2 вариант
1. Древнерусская литература охватывает период времени:А.. III-Xвв Б.. XII-XVIIвв
В. X-XVIIвв Г. XVI-XIXвв.
2. В «Повести о разорении Рязани Батыем» описаны события, которые происходили в
А. 1052 году Б. 1380 году В. 1237 году
3. Докажите, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» - историческая повесть
4. Что такое летопись?
5. Кто автор памятника древнерусской литературы «Повести временных лет»?
6. Назовите 3 разновидности русских народных сказок сказок.
7. «Сказание о белгородских колодцах». Хитрость или мудрость старца помогли горожанам выдержать осаду?
8. Объясните значение выражения «царь глазами обнищал»
9. В каком из изученных произведений есть плач (вставной эпизод в произведениях древнерусской литературы, в котором передается состояние персонажа, его отношение к событиям)
10. На сколько частей можно разделить «Поучение» Владимира Мономаха.
11. Из какого произведения данный отрывок:
«Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас»
12. Из какого произведения данный отрывок:
«Пришла она в его царство и в чистом поле, в широком раздолье, на зеленых лугах раскинула шатер белополотняный. От шатра дорогу устелила сукнами цветными…»
13. Из какого произведения данный отрывок:
«Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться. Они взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей и послали их в город, чтобы проведали, что делается в городе».
14. Из какого произведения данный отрывок:
«О милая моя братия и воинство! Как уснули вы, жизни мои драгоценные, и меня одного оставили в такой погибели? Почему не умер я раньше вас?..»
Древнерусская литература – это летописи, поучения, жития, послания, воинские и бытовые повести, описания путешествий, сочинения ораторского жанра. Эти произведения, как правило, анонимны, то есть мы не знаем их авторов, что можно объяснить и особенным отношением древнерусского писателя к своему труду, и тем, что литература Древней Руси была рукописной: сочинения переписывались от руки, дополнялись переписчиками. Поэтому некоторые произведения той поры известны нам по нескольким спискам – рукописным вариантам.
Древнерусская литература очень близка к фольклору. Она производит огромное впечатление мудростью традиций.
Древнерусская литература – это летописи, поучения, жития, послания, воинские и бытовые повести, описания путешествий, сочинения ораторского жанра. Эти произведения, как правило, анонимны, то есть мы не знаем их авторов, что можно объяснить и особенным отношением древнерусского писателя к своему труду, и тем, что литература Древней Руси была рукописной: сочинения переписывались от руки, дополнялись переписчиками. Поэтому некоторые произведения той поры известны нам по нескольким спискам – рукописным вариантам.
Древнерусская литература очень близка к фольклору. Она производит огромное впечатление мудростью традиций.
Утреннее размышление о Божием величестве
Михаил Ломоносов
Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Сия ужасная громада
Как искра пред тобой одна.
О коль пресветлая лампада
Тобою, боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что ты творить нам повелел!
Анакреонт "К Цикаде"
Я считаю тебя счастливым, кузнечик,
Потому что на вершинах деревьев
Немного влаги выпив,
Словно царь поешь ты,
Будто все, что видишь в полях,
И что питают леса - твое.
Ты собеседник земледельцев,
Ничем нисколько не вредишь;
Ты уважаемый среди смертных
Сладкий вестник лета;
Тебя любят Музы, любит и сам Феб.
Он дал тебе звонкую песню,
И старость не мучит тебя.
Искусный, из земли рожденный, любящий песни,
Не знающий страданий, не имеющий крови в тебе,
Ты почти подобен богам.
(5 в.до н.э.)
Подготовить сообщение о борьбе М.В.Ломоносова с противниками русской науки в 1761 году
Подготовить толкование слов: привилегия, блажен, блаженный, блаженство, медвяною, презренна, бесплотен
Подготовить сообщение об Анакреоне
Подготовить сообщение о символическом значении образа цикады и кузнечика
Комментариев нет:
Отправить комментарий