пятница, 20 февраля 2015 г.

тематич.планророванеи по литературе, 6 класс

скачать


  • Календарно-тематическое планирование, литература , 6 класс
  • (3часа в неделю, 105 часа)

1 четверть – 24 часа
п./п

Дата
Основное содержание
программного материала
Кол-во
часов
Основные знания,
умения, навыки
Теория
литературы
Методические приёмы
Домашнее
задание
1

О литературе, писателе и читателе. Книга и её  роль в жизни человека.
1
кратко повторить изученное в 5 классе;
Развивать  умение  работать с учебником литературы;
Порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще.
Форзац, репродукция, литература
Беседа, викторина, работа с учебником
Составить
тезисный план статьи учебника, посвященной
Гомеру с. 15-19
Из греческой мифологии – 3 часа

2

Миф «Пять веков»

1
Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника
Миф, мифология, мотив
Беседа, пересказ, тезисный план
Прочитать миф о
Прометее с. 26-37, составить цитатный план мифа о Прометее.
3

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «/(едал и Икар», Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме,
1
Вспомнить известные древнегреческие мифы;
Уметь передавать их содержание;
Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии
Мотив
Мифологический сюжет
чтение и различные виды пересказа, дискуссия
Прочитать подвиги
Геракла.
4

Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид»
1
Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана

Беседа, пересказ, цитатный план
С. 43 вопросы 9-12
С. 26 вопросы
Из устного народного творчества – 3 часа
5

Легенда «Солдат и смерть»
1
Выявление главного свойства жанра легенды, определение художественной идеи легенды
Легенда,  классификация легенд
Пересказ, анализ легенды, исследовательская работа
Вопрос № 2 после уроков с. 57-58,
перечитать «Одиссей на острове Циклопов»
6

Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»
1
Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета  предания и мифа об Одиссее
Предание, нартский эпос
Беседа, работа с учебником, сопоставительный анализ
Прочитать сказку о молодильных яблоках и живой воде» с. 66-83, вопрос 6 стр 84
7












Сказки
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности
1
Повторить  фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции;
Познакомить учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной);
структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Тезисный план статьи с. 86-87, художественный пересказ «сказание о белгородских колодцах»
Из древнерусской литературы – 4 часа
8-9

«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.
2
показать особенности древнерусской литературы, развивать творческие способности учеников.
житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
различные виды пересказа, простой план.
Вопросы с. 103
10-11

«Поучение Владимира Мономаха»
2
Воссоздание эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи произведения
поучение
Исследовательская работа с текстом
Вопрос  2 с. 108
Из литературы XVIII века – 3 часа.
12-13






М.В. Ломоносов
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
2
Познакомить с биографией и литературным  творчеством М.В.Ломоносова и его стихами, сочинёнными на дороге в Петергоф…;
Рассмотреть особенности композиции и сюжета;
иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение
выразительное чтение.
Подготовить  наизусть чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»
14

М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий
1
Проверить  выразительное чтение стихотворения наизусть.
Ода, рифма
Чтение наизусть, работа со словарем. Анализ произведения, беседа

Подготовить пересказ статьи о Жуковском
с. 126- 131
Из литературы XIX века -  49часов.
15

В.А. Жуковский
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.
1
Познакомить с биографией и литературным В.А.Жуковского и его балладой «Светлана»;
реальное, фантастическое; фабула; баллада.
выразительное чтение, экскурсия
Прочитать балладу «Светлана» Вопросы
с. 143 - 144
16-17

«Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии.
2
Рассмотреть особенности композиции и сюжета
элегия
Анализ произведения, исследовательская работа
С. 145-148 прочитать, вопросы с. 149
18

А.С. Пушкин
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга
1
Выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта, совершенствование навыков выразительного чтения

Литературно-музыкальная композиция
Подготовить пересказ с. 145-147. Вопросы с. 149
19

А.С. Пушкин «Деревня»
1
Выявление гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, формирование навыков многоуровнего анализа текста
элегия
Выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа
Письменный анализ стихотворения
«Редеет облаков летучая гряда»
20-22

А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда». «Зимнее утро»
Конкурс выразительного чтения.
3
Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов, обучение анализу стихотворения, сопоставление произведений
Силлабо-тоническое стихосложение
Стих стопа, двусложные размеры стиха
Анализ стихотворения, самостоятельная работа
Выучить наизусть стихотворение
«Зимнее утро»
23

А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе.
1
Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа
роман
различные виды пересказа, цитатный план,
Вопрос 3 с 241
письменно в
форме таблицы
24

Итоговый урок
1




2 четверть – 24 часа

25-27







А.С. Пушкин
«Дубровский» .
1.. Причины ссоры Дубровского и Троекурова
2.Отец и сын.
3. Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник
.4. Дубровский и Маша Троекурова
3
Рассмотреть систему образов и основной конфликт
в романе «Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;
Вызвать интерес к творчеству поэта
авторское отношение к героям.
:выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Составить цитатный
план 6 главы; вопрос 2 с 141;



Вопрос 3 10 с. 241 письменно

Составить
план устного рассказа: вопрос № 3  с 242
28-29

Р. Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский»
2



Написать
сочинение
30-34

М.Ю. Лермонтов
«Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Конкурс творческих работ.
5
Познакомить учащихся с творчеством, биографией   и лирикой М.Ю.Лермонтова;
Отработать отличия стиха от прозы;
трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
1.пересказ биографии М.Ю.Лермонтова
2. Вопросы на стр. 219.
3. Наизусть по выбору.
35-39

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.
5
Дать краткую характеристику творчества Н.В.Гоголя;
Познакомить с повестью, её своеобразием;
Выявить особенность героев повести;
Учиться давать описание внешности героев;
героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Исследовательская работа с текстом.
Рассказ об Андрии и Остапе.
Составить план рассказа
о жизни Остапа,
выписать из текста
имена казаков.
Написать небольшой рассказ.
«Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя
Андрий и Остап.
Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя.
40-41

Р.Р Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица участника.
2
Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;
Дальнейшее развитие речи учащихся


Написать сочинение – рассказ участника
событий о Тарасе,
Остапе и Андрии.
42-45

И.С. Тургенев
Тема любви в лирике. «В дороге». Рассказ «Бирюк»
2
расширить знания учеников о личной и творческой биографии Тургенева;
показать особенности жанра новеллы; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.
своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе
сложный план, цитатный план.
Составить цитатный план. Прочитать рассказ «Бирю»;Вопросы с. 328
Внеклассное чтение. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.
«Бурмистр», «малиновая вода»
1
Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева
1
46-47

Н.А. Некрасов -
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...».
2
расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; развивать навыки работы со стихотворным текстом,
трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
1. Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…»

48

Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Левша»
1




3 четверть – 30 часов
49-51

Л.Н. Толстой
«Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору.
3
Проанализировать 1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика; Показать учащимся душевную красоту русской женщины,
автобиографическая проза.
различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана
1.Подготовить рассказы
на основе 1-4 глав:
об отце, о матери,
о Карле Ивановиче.
2.Прочитать 13,
28 главы и подготовить рассказ о жизни
и смерти Натальи
Савишны.
52-53

Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого Рассказ «Бедные люди»
1
Художественные пересказ. Сочинение «Спешите делать добро


Стр 22 живое слово.
54-58

В.Г. Короленко
Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов.
5
начать знакомство учеников с личностью В.Г.Короленко; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение  как личности поэта, так  и его произведения;
повесть, художественная деталь, портрет и характер.
различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
1 вопросы с. 64-65
2. живое слово с. 66 в. 1
3. сочинить рассказ о встрече повзрослевшихВалека и Васи
59-62

А.П.Чехов
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий» «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе  
4
Углубить  знания  учеников о личной и творческой биографии Чехова;
Познакомить с его рассказом и выявить его  художественные особенности
юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (; деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова;
Стр 92 вопрос 6; живое слово вопрос 1; с 93
после уроков вопрос 1
63-64

Мастерская творческого письма. Сочинение-повествованиена тему «Смешной случай из жизни»
2
Заинтересовать учащихся творчеством А.П.Чехова

Инсценировка одного из рассказов А.П. Чехова
Написать
юмористический
рассказ о случае
из жизни

Из литературы XX века -  21 час.
65-67






И.А.Бунин
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
3
Дать краткую характеристику творчества И. Бунина;
Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием;
Выявить особенность героев рассказа;
стили речи и их роль в создании художественного образа.
составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
Наизусть  
«Не видно птиц»,
прочитать рассказ
«Белый пудель»
озаглавить части.
68-70

А.И. Куприн
Детские годы писателя. «Белый пудель»
3
Познакомить с творчеством А.И.Куприна; выявление художественной идеи рассказа


Вопросы с. 142 – 143; прочитать рассказ
«Тапер»; выписать ключевые слова характеризующие героев
71-72

А.И. Куприн
«Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе.
2
Познакомить с творчеством А.И.Куприна;
Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр»
различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Стр.101-102, задания 1-5.


Найти в сборниках С.Есенина стихи о животных.
73-74

С.А.Есенин
Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
2
поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Наизусть по выбору
75

В.Ч. Литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
Н. Рубцов «Тихая моя родина»
1
Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов  XX века


Приготовить
иллюстрации о природе.
Пересказ и конспект
статьи о
Пришвине М.М.
на стр 174 - 175
76-78





М.М. Пришвин
Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Классное сочинениепо рассказу «Кладовая солнца»
3
кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.М.Пришвина, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Вопрос 12  с 206;
вопросы с 2204 205; цитатный план.
4 четверть – 27 часов
79-81

В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.
3
Показать отношение человека к животным

творческая мастерская — написание рассказа по заданному сюжету

82-83

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский.
«В прифронтовом лесу»;
2
показать значение стихотворений о ВО в; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны.


Наизусть о Великой Отечественной войне,
стр. 224 вопросы
84

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

1
Выявление мотивов поступков героя, смысл названия


Вопросы с 243-244
Прочитать «Васюткино озеро»
85

Внеклассное чтение В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
1



Пересказ с. 247-251
Из зарубежной литературы -  12 часов
86-87

Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»
2
Знакомство с историей создания книги. Тематика и проблематика сказок


Составить план статьи учебника о братьях
Гримм
88-89

Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина
2
Исследовательская работа в группах
менталитет

Прочитать рассказ
«Вождь краснокожих»
90-91

О.Генри
Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе
3
кратко познакомить учеников с биографией и творчеством О.Генри, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

рассказ от другого лица.
Живое слово с. 281
92

Х.К. Андерсен
Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты.
1
Вспомнить творчество Г.Х.Андерсена;
Раскрыть понятие гордыни и сущности этого качества у людей.
литературная сказка (развитие представлений).
подробный пересказ, краткий план, изложение с элементами рассуждения.
Подготовиться к изложению
93-95

Дж. Лондон
Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы
3
Раскрыть воспитательный смысл произведения



96

М. Твен «Приключения Геккельберрифинна»
1




97

Итоговый урок
1
Урок викторина. Рекомендации летнего чтения



98

Резервный урок





99

Резервный урок





100

Резервный урок





101

Резервный урок





102

Резервный урок





103

Резервный урок





104

Резервный урок





105

Резервный урок










Реквизиты программы:
Программы общеобразовательных учреждений. Литераутра. 5-11 классы. Г.С.Меркин, С.ВА.Зинин, В.А.Чалмаев.– М.: Русское слово, 2012

Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник: Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Г.С.Меркин. – М.: Русское слово, 2011

Учебно-методический комплект учителя:
  1. Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы, 6 класс. Методическое пособие. М.: Русское слово, 2012.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина, 6 класс.
  3. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М: Издательство «Экзамен», 2006.
  4. Соловьёва Ф.Е.. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
  5. Соловьёва Ф.Е.. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.



Комментариев нет:

Отправить комментарий