скачать
- Календарно-тематическое планирование, литература , 6 класс
- (3часа в неделю, 105 часа)
1 четверть – 24 часа
| |||||||||
№
п./п
|
Дата
|
Основное содержание
программного материала
|
Кол-во
часов
|
Основные знания,
умения, навыки
|
Теория
литературы
|
Методические приёмы
|
Домашнее
задание
| ||
1
|
О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека.
|
1
|
кратко повторить изученное в 5 классе;
Развивать умение работать с учебником литературы;
Порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще.
|
Форзац, репродукция, литература
|
Беседа, викторина, работа с учебником
|
Составить
тезисный план статьи учебника, посвященной
Гомеру с. 15-19
| |||
Из греческой мифологии – 3 часа
| |||||||||
2
|
Миф «Пять веков»
|
1
|
Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника
|
Миф, мифология, мотив
|
Беседа, пересказ, тезисный план
|
Прочитать миф о
Прометее с. 26-37, составить цитатный план мифа о Прометее.
| |||
3
|
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «/(едал и Икар», Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме,
|
1
|
Вспомнить известные древнегреческие мифы;
Уметь передавать их содержание;
Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии
|
Мотив
Мифологический сюжет
|
чтение и различные виды пересказа, дискуссия
|
Прочитать подвиги
Геракла.
| |||
4
|
Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид»
|
1
|
Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана
|
Беседа, пересказ, цитатный план
|
С. 43 вопросы 9-12
С. 26 вопросы
| ||||
Из устного народного творчества – 3 часа
| |||||||||
5
|
Легенда «Солдат и смерть»
|
1
|
Выявление главного свойства жанра легенды, определение художественной идеи легенды
|
Легенда, классификация легенд
|
Пересказ, анализ легенды, исследовательская работа
|
Вопрос № 2 после уроков с. 57-58,
перечитать «Одиссей на острове Циклопов»
| |||
6
|
Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»
|
1
|
Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее
|
Предание, нартский эпос
|
Беседа, работа с учебником, сопоставительный анализ
|
Прочитать сказку о молодильных яблоках и живой воде» с. 66-83, вопрос 6 стр 84
| |||
7
|
Сказки
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности
|
1
|
Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции;
Познакомить учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной);
|
структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
|
сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
|
Тезисный план статьи с. 86-87, художественный пересказ «сказание о белгородских колодцах»
| |||
Из древнерусской литературы – 4 часа
| |||||||||
8-9
|
«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.
|
2
|
показать особенности древнерусской литературы, развивать творческие способности учеников.
|
житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
|
различные виды пересказа, простой план.
|
Вопросы с. 103
| |||
10-11
|
«Поучение Владимира Мономаха»
|
2
|
Воссоздание эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи произведения
|
поучение
|
Исследовательская работа с текстом
|
Вопрос 2 с. 108
| |||
Из литературы XVIII века – 3 часа.
| |||||||||
12-13
|
М.В. Ломоносов
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
|
2
|
Познакомить с биографией и литературным творчеством М.В.Ломоносова и его стихами, сочинёнными на дороге в Петергоф…;
Рассмотреть особенности композиции и сюжета;
|
иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение
|
выразительное чтение.
|
Подготовить наизусть чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»
| |||
14
|
М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий
|
1
|
Проверить выразительное чтение стихотворения наизусть.
|
Ода, рифма
|
Чтение наизусть, работа со словарем. Анализ произведения, беседа
|
Подготовить пересказ статьи о Жуковском
с. 126- 131
| |||
Из литературы XIX века - 49часов.
| |||||||||
15
|
В.А. Жуковский
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.
|
1
|
Познакомить с биографией и литературным В.А.Жуковского и его балладой «Светлана»;
|
реальное, фантастическое; фабула; баллада.
|
выразительное чтение, экскурсия
|
Прочитать балладу «Светлана» Вопросы
с. 143 - 144
| |||
16-17
|
«Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии.
|
2
|
Рассмотреть особенности композиции и сюжета
|
элегия
|
Анализ произведения, исследовательская работа
|
С. 145-148 прочитать, вопросы с. 149
| |||
18
|
А.С. Пушкин
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга
|
1
|
Выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта, совершенствование навыков выразительного чтения
|
Литературно-музыкальная композиция
|
Подготовить пересказ с. 145-147. Вопросы с. 149
| ||||
19
|
А.С. Пушкин «Деревня»
|
1
|
Выявление гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, формирование навыков многоуровнего анализа текста
|
элегия
|
Выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа
|
Письменный анализ стихотворения
«Редеет облаков летучая гряда»
| |||
20-22
|
А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда». «Зимнее утро»
Конкурс выразительного чтения.
|
3
|
Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов, обучение анализу стихотворения, сопоставление произведений
|
Силлабо-тоническое стихосложение
Стих стопа, двусложные размеры стиха
|
Анализ стихотворения, самостоятельная работа
|
Выучить наизусть стихотворение
«Зимнее утро»
| |||
23
|
А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе.
|
1
|
Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа
|
роман
|
различные виды пересказа, цитатный план,
|
Вопрос 3 с 241
письменно в
форме таблицы
| |||
24
|
Итоговый урок
|
1
| |||||||
2 четверть – 24 часа
| |||||||||
25-27
|
А.С. Пушкин
«Дубровский» .
1.. Причины ссоры Дубровского и Троекурова
2.Отец и сын.
3. Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник
.4. Дубровский и Маша Троекурова
|
3
|
Рассмотреть систему образов и основной конфликт
в романе «Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;
Вызвать интерес к творчеству поэта
|
авторское отношение к героям.
|
:выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
|
Составить цитатный
план 6 главы; вопрос 2 с 141;
Вопрос 3 10 с. 241 письменно
Составить
план устного рассказа: вопрос № 3 с 242
| |||
28-29
|
Р. Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский»
|
2
|
Написать
сочинение
| ||||||
30-34
|
М.Ю. Лермонтов
«Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Конкурс творческих работ.
|
5
|
Познакомить учащихся с творчеством, биографией и лирикой М.Ю.Лермонтова;
Отработать отличия стиха от прозы;
|
трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
|
выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
|
1.пересказ биографии М.Ю.Лермонтова
2. Вопросы на стр. 219.
3. Наизусть по выбору.
| |||
35-39
|
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.
|
5
|
Дать краткую характеристику творчества Н.В.Гоголя;
Познакомить с повестью, её своеобразием;
Выявить особенность героев повести;
Учиться давать описание внешности героев;
|
героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
|
изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
|
Исследовательская работа с текстом.
Рассказ об Андрии и Остапе.
Составить план рассказа
о жизни Остапа,
выписать из текста
имена казаков.
Написать небольшой рассказ.
| |||
«Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя
| |||||||||
Андрий и Остап.
| |||||||||
Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя.
| |||||||||
40-41
|
Р.Р Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица участника.
|
2
|
Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;
Дальнейшее развитие речи учащихся
|
Написать сочинение – рассказ участника
событий о Тарасе,
Остапе и Андрии.
| |||||
42-45
|
И.С. Тургенев
Тема любви в лирике. «В дороге». Рассказ «Бирюк»
|
2
|
расширить знания учеников о личной и творческой биографии Тургенева;
показать особенности жанра новеллы; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.
|
своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе
|
сложный план, цитатный план.
|
Составить цитатный план. Прочитать рассказ «Бирю»;Вопросы с. 328
| |||
Внеклассное чтение. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.
«Бурмистр», «малиновая вода»
|
1
| ||||||||
Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева
|
1
| ||||||||
46-47
|
Н.А. Некрасов -
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...».
|
2
|
расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; развивать навыки работы со стихотворным текстом,
|
трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
|
различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
|
1. Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…»
| |||
48
|
Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Левша»
|
1
| |||||||
3 четверть – 30 часов
| |||||||||
49-51
|
Л.Н. Толстой
«Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору.
|
3
|
Проанализировать 1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика; Показать учащимся душевную красоту русской женщины,
|
автобиографическая проза.
|
различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана
|
1.Подготовить рассказы
на основе 1-4 глав:
об отце, о матери,
о Карле Ивановиче.
2.Прочитать 13,
28 главы и подготовить рассказ о жизни
и смерти Натальи
Савишны.
| |||
52-53
|
Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого Рассказ «Бедные люди»
|
1
|
Художественные пересказ. Сочинение «Спешите делать добро
|
Стр 22 живое слово.
| |||||
54-58
|
В.Г. Короленко
Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов.
|
5
|
начать знакомство учеников с личностью В.Г.Короленко; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение как личности поэта, так и его произведения;
|
повесть, художественная деталь, портрет и характер.
|
различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
|
1 вопросы с. 64-65
2. живое слово с. 66 в. 1
3. сочинить рассказ о встрече повзрослевшихВалека и Васи
| |||
59-62
|
А.П.Чехов
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий» «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе
|
4
|
Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Чехова;
Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности
|
юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (; деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
|
выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова;
|
Стр 92 вопрос 6; живое слово вопрос 1; с 93
после уроков вопрос 1
| |||
63-64
|
Мастерская творческого письма. Сочинение-повествованиена тему «Смешной случай из жизни»
|
2
|
Заинтересовать учащихся творчеством А.П.Чехова
|
Инсценировка одного из рассказов А.П. Чехова
|
Написать
юмористический
рассказ о случае
из жизни
| ||||
Из литературы XX века - 21 час.
| |||||||||
65-67
|
И.А.Бунин
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
|
3
|
Дать краткую характеристику творчества И. Бунина;
Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием;
Выявить особенность героев рассказа;
|
стили речи и их роль в создании художественного образа.
|
составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
|
Наизусть
«Не видно птиц»,
прочитать рассказ
«Белый пудель»
озаглавить части.
| |||
68-70
|
А.И. Куприн
Детские годы писателя. «Белый пудель»
|
3
|
Познакомить с творчеством А.И.Куприна; выявление художественной идеи рассказа
|
Вопросы с. 142 – 143; прочитать рассказ
«Тапер»; выписать ключевые слова характеризующие героев
| |||||
71-72
|
А.И. Куприн
«Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе.
|
2
|
Познакомить с творчеством А.И.Куприна;
Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр»
|
различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
|
Стр.101-102, задания 1-5.
Найти в сборниках С.Есенина стихи о животных.
| ||||
73-74
|
С.А.Есенин
Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
|
2
|
поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
|
поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
|
Наизусть по выбору
| ||||
75
|
В.Ч. Литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
Н. Рубцов «Тихая моя родина»
|
1
|
Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов XX века
|
Приготовить
иллюстрации о природе.
Пересказ и конспект
статьи о
Пришвине М.М.
на стр 174 - 175
| |||||
76-78
|
М.М. Пришвин
Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Классное сочинениепо рассказу «Кладовая солнца»
|
3
|
кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.М.Пришвина, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
|
сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
|
сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
|
Вопрос 12 с 206;
вопросы с 2204 205; цитатный план.
| |||
4 четверть – 27 часов
| |||||||||
79-81
|
В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.
|
3
|
Показать отношение человека к животным
|
творческая мастерская — написание рассказа по заданному сюжету
| |||||
82-83
|
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский.
«В прифронтовом лесу»;
|
2
|
показать значение стихотворений о ВО в; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны.
|
Наизусть о Великой Отечественной войне,
стр. 224 вопросы
| |||||
84
|
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»
|
1
|
Выявление мотивов поступков героя, смысл названия
|
Вопросы с 243-244
Прочитать «Васюткино озеро»
| |||||
85
|
Внеклассное чтение В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
|
1
|
Пересказ с. 247-251
| ||||||
Из зарубежной литературы - 12 часов
| |||||||||
86-87
|
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь»
|
2
|
Знакомство с историей создания книги. Тематика и проблематика сказок
|
Составить план статьи учебника о братьях
Гримм
| |||||
88-89
|
Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина
|
2
|
Исследовательская работа в группах
|
менталитет
|
Прочитать рассказ
«Вождь краснокожих»
| ||||
90-91
|
О.Генри
Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе
|
3
|
кратко познакомить учеников с биографией и творчеством О.Генри, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
|
рассказ от другого лица.
|
Живое слово с. 281
| ||||
92
|
Х.К. Андерсен
Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты.
|
1
|
Вспомнить творчество Г.Х.Андерсена;
Раскрыть понятие гордыни и сущности этого качества у людей.
|
литературная сказка (развитие представлений).
|
подробный пересказ, краткий план, изложение с элементами рассуждения.
|
Подготовиться к изложению
| |||
93-95
|
Дж. Лондон
Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы
|
3
|
Раскрыть воспитательный смысл произведения
| ||||||
96
|
М. Твен «Приключения Геккельберрифинна»
|
1
| |||||||
97
|
Итоговый урок
|
1
|
Урок викторина. Рекомендации летнего чтения
| ||||||
98
|
Резервный урок
| ||||||||
99
|
Резервный урок
| ||||||||
100
|
Резервный урок
| ||||||||
101
|
Резервный урок
| ||||||||
102
|
Резервный урок
| ||||||||
103
|
Резервный урок
| ||||||||
104
|
Резервный урок
| ||||||||
105
|
Резервный урок
|
Реквизиты программы:
Программы общеобразовательных учреждений. Литераутра. 5-11 классы. Г.С.Меркин, С.ВА.Зинин, В.А.Чалмаев.– М.: Русское слово, 2012
Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник: Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Г.С.Меркин. – М.: Русское слово, 2011
Учебно-методический комплект учителя:
- Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы, 6 класс. Методическое пособие. М.: Русское слово, 2012.
- Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина, 6 класс.
- Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М: Издательство «Экзамен», 2006.
- Соловьёва Ф.Е.. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
- Соловьёва Ф.Е.. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Комментариев нет:
Отправить комментарий